Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Овчар Александр Владимирович
участник рабочей группы «Красный ответ»

при участии Александра Румеги
создателя сайта https://alexander.rumega.name

автора статей:
О свободе и регистрации: для граждан России
О свободе и регистрации: для иностранцев в России

 

В помощь украинским беженцам и лицам, со статусом временного убежища, а так же тем, кто им помогает...

 

Часть 1. Временное убежище
1.1 Основное правило
1.2 Срок действия ВУ? Порядок продления?
1.3 Какими правами и ОБЯЗАННОСТЯМИ обладают имеющие статус ВУ?
1.4 Когда лицо утрачивает ВУ?
1.5 Когда лицо лишается ВУ?
Часть 2. Миграционный учёт
2.1 Кто должен встать на учёт по месту пребывания?
2.2 Ответственность за нарушения учёта по месту пребывания
2.3 Комментарий Александра Румеги
Часть 3. Выводы

 

Нередко в сети можно встретить подобные по смыслу сообщения:
«Мы беженцы из Украины, оформили временное убежище. Но вчера пришли в УФМС, и нам сказали, что мы должны выплатить штраф за отсутствие регистрации, хотя изначально нам та же девушка сказала, что регистрация не нужна. Мы не знаем, что делать. Муж работает один (у нас на руках маленький ребёнок), половину мы отдаём за квартиру, второй половины едва хватает на питание. У нас просто нет возможности оплатить регистрацию и тем более штраф. Неужели у нас только один выход - ехать обратно на войну?»


Что делать человеку, какие юридические действия предпринимать? Обязан ли гражданин со статусом "временное убежище" становиться на регистрационный учёт по месту жительства? Какие меры воздействия применяются к нарушителям, и как можно их избежать законным образом? Если исходить из того, что беженец (в широком социальном смысле) располагает для разрешения сложившейся фактической ситуации только своими довольно ограниченными ресурсами, то однозначного ответа закон не даёт.
Выскажем только некоторые свои мысли и оценки по этому поводу и в определённом статьёй его аспекте.

Давайте попробуем разобраться тезисно, сначала и по порядку (рассуждения во второй части распространяются так же и на лиц, со статусом "беженец").

 

 

Часть 1. Временное убежище

 

1.1 Основное правило:

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
{пункт 4 статьи 12 ФЗ «О беженцах»http://base.garant.ru/10105682 }

 

1.2 Срок действия ВУ? Порядок продления?

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учёте в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища.
Заявление подаётся не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
{пункт 12 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274), http://base.garant.ru/12122574/ }

 

1.3 Какими правами и ОБЯЗАННОСТЯМИ обладают имеющие статус ВУ?

На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьёй 6 Федерального закона "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия.
{пункт 13 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274), http://base.garant.ru/12122574/ }

Приведём права, перечисленные в указанной статье 6 ФЗ "О беженцах":
1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) ---- примечание: пункт не распространяется на ВУ ---- получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;
5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

ВАЖНО!!!
Приведём обязанности, перечисленные в указанной статье 6 ФЗ "О беженцах":
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;
3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата.
...(сокращено);
4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

 

1.4 Когда лицо утрачивает ВУ?

Лицо утрачивает временное убежище в следующих случаях:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
{пункт 5 статьи 12 ФЗ «О беженцах», http://base.garant.ru/10105682 }

 

1.5 Когда лицо лишается ВУ?

Это происходит в случае, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, … (примечание: сокращено)
{пункт 6 статьи 12 ФЗ «О беженцах»http://base.garant.ru/10105682 }

Итак, здесь мы видим, что установлен открытый перечень нарушений положений Закона «О беженцах» (второе выделение бирюзовым цветом). Вместе с тем, в данном законе прописана общая обязанность (наравне с любым гражданином РФ) исполнять все законы и нормативно-правовые акты России (первое выделение бирюзовым цветом). Т.е., чисто теоретически, любое виновное нарушение закона России может служить основой для лишения человека статуса временного убежища. Повторюсь, это теоретически, и зависит от соответствующего желания и толкования этих норм государственными органами. Вообще, это нормативная недоработка, несовершенство закона.
На практике обычно этим не злоупотребляют, за небольшие правонарушения статуса не лишают. Т.е., если перефразировать, то на практике существует очень малая вероятность, что за небольшое правонарушение человека лишат статуса ВУ. В текущей же ситуации органы ФМС в основном идут навстречу беженцам и ВУ, сильно их не «кошмарят» и не придираются (везде может быть по-разному, но здесь про ситуацию в целом), у них такая установка.

 

Часть 2. Миграционный учёт

 

2.1 Кто должен ставить на учёт по месту пребывания?

Вопросы миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства урегулированы Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"http://base.garant.ru/12148419/ ).
Если у Вас нет разрешения на временное проживание, вида на жительство, то, в общем случае, с юридической точки зрения Вы не проживаете, а пребываете, т.е. имеет не место проживания, а место пребывания в России. Учёт иностранных граждан по месту пребывания установлен одноимённой 4-ой главой указанного Закона (http://base.garant.ru/12148419/4/#block_400 )
Как представляется, по смыслу 4-ой главы постановка на учёт по месту пребывания является обязанностью принимающей стороны: именно собственник жилого помещения, хозяин квартиры, дачи, дома и т.д. решает принимать или нет на проживание и на каких условиях у себя того или иного гражданина. Принимающая сторона берёт у человека копии необходимых документов (паспорт, миграционная карта) и совершает действия по постановке его на учёт по месту пребывания.

Приведём выдержку из закона:
{пункт 2 статьи 22 ФЗ «О миграционном учете…»http://base.garant.ru/12148419/ }
"Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от неё отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учёта непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;
б) передаёт иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания."

В принципе, иностранный гражданин не имеет никаких полномочий, для того, чтобы каким-либо образом заставить делать принимающую сторону вышеприведённые действия. Сам себя поставить на учёт иностранец может только в ограниченном количестве специфических случаях, установленных пунктами 3, 3.1, 4 статьи 22 ФЗ «О миграционном учете…».

 

2.2 Ответственность за нарушения учёта по месту пребывания.

Здесь зарыты главные противоречия.

Существует статья 18.8 ( http://base.garant.ru/12125267/18/#block_180 ) Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП):
"Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
----------------------------- (вырезано)
3. Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи."

Небольшой комментарий: согласно ст. 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если иностранный гражданин находился в месте пребывания, в жилом помещении, с разрешения собственника, который не захотел иностранного гражданина ставить на учёт по месту пребывания, то здесь есть вина собственника, хозяина жилья, но не иностранного гражданина. Если же иностранный гражданин вообще не прибывал ни в какое место пребывания, то он, соответственно, не имел никакой возможности встать на учёт по месту пребывания – что тоже говорит об отсутствии его вины.
Поэтому, по нашему мнению, всё вышеперечисленное не позволяет привлечь иностранного гражданина к ответственности по статье 18.8 КоАП (аргументы в пользу этого ещё смотрите ниже).

Кроме того, одновременно существует глава 5 (Ответственность за нарушение законодательства РФ о миграционном учёте) Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ( http://base.garant.ru/12148419/ ), а в ней есть статья 24, которую приведём ниже:
"Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина."

Таким образом, с одной стороны, существует ФЗ «О миграционном учете…», который говорит, что иностранные граждане не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учёта,
а с другой стороны есть статья 18.8 КоАП, которая кроме всего прочего (читайте выше) устанавливает ответственность за нарушение правил миграционного учёта, которые изначально устанавливает ФЗ «О миграционном учете…», делая пометку об отсутствии ответственности иностранного гражданина.
Далее, оба приведённых закона являются федеральными и имеют равную юридическую силу, но норма ч. 2 ст. 24 ФЗ «О миграционном учете…» вступила в силу позже, поэтому имеет бОльшую юридическую силу.

 

2.3 Комментарий Александра Румеги.
В ответ на нашу просьбу любезно дал свой комментарий Александр Румега, знаток в области правовых вопросов учёта граждан России и иностранных граждан, а так же писатель и поэт:

Про часть 2 ст. 24 ФЗ «О миграционном учёте», согласно которой ответственность за непостановку на учёт по месту пребывания должна (за редкими исключениями) нести принимающая сторона, а не сам иностранный гражданин — на «КонсультантПлюс» я находил 11 решений разных российских судов, и одни противоречат другим… Суды Москвы и Московской области оказывались на стороне ФМС и утверждали, что иностранец должен предпринять действия, положенные по закону (т.е. дать принимающей стороне ксерокопии своего паспорта и миграционной карты, и сказать ей, чтоб его поставили на учёт по месту пребывания). А если этого не было — значит, ИГ не исполнил свои обязанности по миграционному учёту.

Суды других регионов выносили решения как в пользу ФМС, так и в пользу иностранцев.

Что я думаю по этому поводу?
Иностранцу, поселяясь у кого-то в России, в каком-либо помещении, учреждении, организации — нужно дать принимающей стороне (владельцу или администрации того места) ксерокопии своего паспорта и миграционной карты, и попросить подать уведомление о прибытии. Это то, что иностранец может и должен делать, это его часть обязанностей по миграционному учёту.
Возможно, стоит напомнить принимающей стороне, что это — не одолжение иностранному гостю и не какая-то «дополнительная услуга». Для принимающей стороны подача уведомления о прибытии — это обязанность перед российским государством, установленная действующим федеральным законом о миграционном учёте. Как только хозяин согласился пустить иностранного гостя к себе, и тот фактически поселился в помещении — хозяин/администратор становится принимающей стороной, и у него возникает обязанность по миграционному учёту. Эту обязанность нельзя не исполнять, и нельзя её переложить на кого-то другого (самого иностранного гостя или какого-либо «посредника» или «помощника»).
За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности принимающая сторона будет нести административную ответственность по части 4 ст. 18.9 КоАП РФ:
"4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей."

Об этом также стоит напомнить принимающей стороне, отказывающейся идти на почту, в ФМС или МФЦ подавать уведомление о прибытии.
Если хозяин жилья боится, что иностранец сначала «пропишется» тут, а потом и квартиру каким-то хитрым образом заберёт, или чего-нибудь в этом роде — эти опасения напрасны. Уведомление о прибытии вообще не является документом, дающим право пользования жилым помещением (не говоря уж о владении и распоряжении им). Таким документом может быть, например, договор найма или безвозмездного пользования, подписанный владельцем и нанимателем жилья.

А уведомление о прибытии свидетельствует только о том, что принимающая сторона исполнила свою обязанность по миграционному учёту. Оно не даёт каких-либо дополнительных прав или обязанностей ни хозяину, ни гостю.
Также неверно думать, будто бы уведомление о прибытии является неким «разрешением» иностранцу проживать в этой квартире, доме, городе, и только там. Нет. При переезде на новое место отрывная часть старого уведомления о прибытии отдаётся новой принимающей стороне вместе с новыми ксерокопиями паспорта и миграционной карты иностранца, и потом оформляется новое уведомление о прибытии. Даже если срок пребывания по старому ещё не закончился.
«Зарегистрироваться где-нибудь на всё время пребывания в России» нельзя! Пребывание в помещении без постановки на учёт является нарушением — независимо от того, «зарегистрирован» ли иностранец по другому адресу, или вообще нигде. Для принимающей стороны — точно является, для иностранца — возможно.
«Липовая», фиктивная постановка на учёт с 3 января 2014 года является уголовным преступлением! Причём как для иностранца, так и для того, кто подавал уведомление о прибытии, которого реально не было, в помещение, которое он на самом деле и не собирался предоставлять иностранцу. Или если она делалась с сообщением заведомо ложных сведений или использованием подложных документов.
Граждане Украины при пребывании в РФ до 90 дней могут, по всей видимости, не становиться на учёт по месту пребывания. Но это вопрос тоже спорный (подробнее см. здесь на моём сайте).
Продлить срок пребывания, «прописавшись у кого-нибудь тут», нельзя. Постановка на учёт по месту пребывания должна делаться в пределах разрешённого (на момент подачи уведомления) срока пребывания иностранца в России, который определяется его визой или соглашением о безвизовом въезде, и никак не может повлиять на этот срок.
Насколько мне известно, в нынешней ситуации ФМС продлевает сроки пребывания гражданам Украины просто по заявлениям — до двух раз на 90 дней; таким образом, они могут законно быть в России до 270 дней подряд. Это делается на основании какого-то официально не опубликованного приказа директора ФМС, текст которого мне найти не удалось. Но в любом случае — продление срока пребывания в России делается ФМС отдельно, а не через уведомление о прибытии.

 

Часть 3. Выводы

Всё вышеприведённое следует считать как частное мнение авторов, которое может быть ошибочным.
Законодательство противоречиво (наверное, как и в любой другой стране), практика ещё более противоречива.
Если бы органы ФМС предъявляли авторам ответственность по статье 18.8 КоАП, а авторы категорически не желали быть признанными виновными, то они использовали бы в отстаивании своих прав все приведённые выше аргументы.

Но беженцам и ВУ (далее – беженцам) надо быть аккуратными, они находятся в уязвимом, беззащитном положении. Для этого им, конечно, нужно иметь общее представление, какие-то минимальные юридические знания об их статусе и возможностях в целом.
Так же авторы бы порекомендовали беженцам найти в окрестностях и обратиться к какой-либо патриотической правозащитной организации или общественному объединению, православным, всем другим, кто занимается помощью беженцам. Они существуют во всех крупных городах, а так же во многих населённых пунктах поменьше. Волонтёры окажут юридическую и прочие виды помощи беженцу, помогут почувствовать ему более защищённым сейчас и на будущее, сконцентрироваться на основных проблемах выживания (поиска заработка и жилья).

 

 

 

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика