Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Овчар Александр Владимирович
Коноплёв Сергей Вячеславович
юристы, участники рабочей группы
«Красный ответ»

 

Сегодня десятки тысяч беженцев в России испытывают затруднения с поиском приемлего по цене жилья, а между тем данные лица имеют законную возможность получения жилья для временного проживания. Речь здесь идёт о жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, которые предоставляются соответствующим лицам путём заключения договора найма между ними и территориальным органом Минфедерации России. Вообще говоря, договор найма действует в пределах действия статуса беженца, а оплата за жильё и коммунальные услуги производится по ставкам и тарифам, установленным для жилых помещений социального использования органом местного самоуправления по месту расположения жилого помещения.

Процесс получения беженцем жилого помещения для временного поселения регламентирован 

Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья (Утвержден Приказом Министра по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 05.10.2001 N 83) (далее - Порядок).

Сразу же сделаем небольшое отступление по поводу соответствующего уполномоченного органа, фигурирующего в Порядке - Минфедерации России. Дело в том, что Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 Минфедерации России упразднено, а его функции были переданы различным другим государственным органам. На сегодняшний день вопросы фонда жилья для временного поселения, предназначенного для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей регулируются статьёй 11 ФЗ "О беженцах", в которой, в частности, за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, установлена функция определения очерёдности предоставления жилого помещения из фонда. Так как территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции является территориальный орган ФМС РФ, а вышеназванный Приказ от 05.10.2001 N 83 не отменён и сохраняет свою силу, то представляется правомерным при осуществлении практических действий согласно анализируемому Порядку адресатом заявлений, обращений и, если шире, субъектом взаимодействия с беженцем считать вместо Минфедерации РФ (территориального органа Минфедерации РФ) соответственно ФМС РФ (территориальный орган ФМС РФ).

В данном материале используется установленное Порядком обозначание "Минфедерации РФ", но при практическом использовании вышеизложенное отступлении следует принять во внимание.


Первым делом беженцу необходимо встать на учёт нуждающихся в жилых помещениях  для временного поселения (далее - учёт), для чего он лично подаёт в комиссиию соответствующего территориального органа Минфедерации России заявление по установленной форме, к которому прилагаются документы, установленные пунктом 6 Порядка:


- удостоверения беженцев всех членов семьи, достигших возраста восемнадцати лет;
- свидетельство о браке или расторжении брака;
- акт проверки жилищных условий, составленный соответствующим органом местного самоуправления по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи на момент подачи заявления, или справка администрации центра временного размещения (ЦВР), подтверждающая факт проживания заявителя и членов его семьи в центре.


Обратите внимание, что датой подачи заявления считается день представления беженцем всех необходимых документов (п. 6 Порядка). Если всё в порядке, то заявление регистрируется комиссией в специальной книге регистрации, далее в течение 7 дней с даты подачи заявления комиссия обязана рассмотреть его и издать решение о принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения либо об отказе в принятии на учет (п. 7 Порядка).
Вышеуказанное решение оформляется протоколом, фиксируется в книге регистрации заявлений и в письменной форме доводится до сведения заявителя, впоследсвии оно может быть обжаловано в Минфедерации России или в суд (п. 8 Порядка).

На лицо, принятое на учёт, формируется т.н. учётное дело, в котором должны содержаться все документы (копии), являющиеся основанием принятия на учёт, а также решения комиссии, затрагивающие интересы этого лица (его семьи).
Однако беженец может быть снят с учёта решением комиссии, основания которого перечислены в пункте 13 Порядка:


а) личное заявление;
б) изменение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для принятия на учет, в том числе получение, приобретение, найм другого жилья в жилищном фонде любого вида;
в) утрата или лишение в установленном порядке статуса беженца;
г) снятие с учета территориального органа Минфедерации России в связи с выездом к новому месту пребывания за пределы данного субъекта Российской Федерации;
д) выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения.


Предоставление жилых помещений для временного поселения регламентируется нормами одноимённого 3-го раздела Порядка (п.п. 14 - 25), осуществляется в порядке очерёдности, исходя из его фактического наличия и по нормам, установленным жилищным законодательством.
Какая же положена площадь? Согласно ч. 4 ст. 11 ФЗ «О вынужденных переселенцах», жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Аналогичная норма содержится в ФЗ «О беженцах» (п. 4 ст. 11).
Согласно п. 18 Порядок учёта лиц, признанных беженцами..., жилое помещение для временного поселения предоставляется исходя из его фактического наличия по нормам, установленным жилищным законодательством для общежитий, что составляет не менее 6 квадратных метров на человека (п. 11 Примерного положения об общежитиях (утверждено Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328).

Итак, при успешном прохождении предыдущих этапов и при осуществлении и наличии соответствующих условий (очерёдность, фактическое наличие жилья и его нормированность), комиссией принимается решение о предоставлении беженцу жилого помещения для временного поселения. О принятом решении данное лицо уведомляется в письменной форме с указанием даты прибытия в территориальный орган Минфедерации России для оформления документов на вселение. При согласии лица, признанного беженцем, на вселение в предложенное жилое помещение территориальный орган Минфедерации России заключает с ним договор найма в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор найма заключается на срок, не превышающий срока действия статуса беженца (п. 19 Порядка). Беженцы, проживающие в субъектах России, на территории которых  не создан фонд жилья для временного поселения, могут обеспечиваться жилыми помещениями  из соответствующих фондов других субъектов России, если такая возможность в этих субъектах существует и установлена Минфедерации РФ.

Важно учитывать обстоятельства, по которым договор найма расторгается досрочно (п. 23 Порядка):


а) по заявлению нанимателя;
б) по решению комиссии в случае:
утраты или лишения статуса беженца;
получения (приобретения) другого жилья или завершения строительства индивидуального жилья;
отсутствия (неиспользования предоставленного жилого помещения) без уважительных причин свыше шести месяцев;
выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для предоставления жилья;
в) по решению суда в случае возникновения спора.


Ну и:
"По окончании срока действия договора найма или при его досрочном расторжении проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его и сдать наймодателю по акту. В случае отказа от добровольного освобождения жилого помещения указанные лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения" (п. 24 Порядка).




Полезные нормативно-правовые акты по теме:

Порядок учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья (утв. приказом Минфедерации РФ от 5 октября 2001 г. N 83);

Приложение 1 к Порядку: Положение о Комиссии территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в субъекте Российской Федерации по распределению жилья лицам, признанным беженцами;

Приложение 2 к Порядку: Заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения;

Приложение 3 к Порядку: Направление на временное проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами;

Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании (утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275);

Жилищный кодекс РФ;

Федеральный закон "О беженцах";


Федеральный закон "О вынужденных переселенцах"


 

Так же смотрите материал:

О некоторых случаях неправомерного отказа в приёме ходатайств о признании беженцем

Красный ответ: В помощь беженцам с Украины (ред. 1.0 от 2014-07-24)

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика