Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Овчар Александр Владимирович
Коноплёв Сергей Вячеславович
юристы, участники рабочей группы
«Красный ответ»

 

Не так давно (относительно момента публикации данного материала) в информационном и физическом пространстве появились слухи о том, что участились случаи, когда прибывшим с Украины иностранным гражданам и лицам без гражданства в органах ФМС отказывают в приёме ходатайств о признании беженцем либо заявлений о предоставлении временного убежища. Отказывают, понятно, в устной форме, ссылаясь на "исчерпанность квот на беженцев и временное убежище". Мол, закончились квоты у нас в городе - поэтому никаких заявлений не принимаем!
Так же к нам в руки попал следующий документ, которым возможно (все суждения в этой статье относительно причастности к чему-либо ФМС являются нашими гипотезами) оперируют сотрудники ФМС при информировании людей и отказе в приёме вышеназванных заявлений.

Теперь попробуем немного разобраться и изложим своё мнение относительно описанной ситуации.

 

Существуют ли в природе (нормативно-правовой, конечно) некие "КВОТЫ на беженцев" или же "КВОТЫ на временное убежище"? Здесь стоит разобраться с понятиями, ибо есть мнение, что опираясь на грубую игру с ними, юридически неграмотных людей вольно или невольно вводят в заблуждение в этом вопросе.
Начнём, понятно, с начала (на примере беженцев). Сам процесс получения статуса "беженец" состоит из отдельных этапов, что довольно чётко зафиксировано в пункте 2 статьи 3 ФЗ №4528-I "О беженцах":

 

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

 

В аспекте данной статьи нас интересует первый этап, т.е. та печальная ситуации, когда ходатайство просто-напросто не принимают.


Основными правовыми актами, регулирующими процесс признания беженцем и получения временного убежища, являются Конституция России, упомянутый Федеральный закон "О беженцах"Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент). Их обязаны соблюдать как заинтересованные в получении соответствующего статуса лица, так и должностные лица государственных органов, оказывающие этим лицам соответствующую государственную услугу.

Теперь попробуем ответить на следующий вопрос: "Существуют ли законные квоты/нормативы/основания (какой-либо их семантический аналог), уровень (состояние) которых может дать право должностным лицам уполномоченного государственного органа отказать в приёме (не принимать, прекратить приём) в конкретном населённом пункте (городе, городе федерального значения) ходатайств о признании беженцем либо заявлений о предоставлении временного убежища от граждан Украины (т.е. осуществить первый интересующий нас этап)?".
В перечисленных нормативно-правовых актах оснований для ограничения права подачи заявлений в конкретном городе не обнаружено.

Единственное упоминание КВОТ есть в статье 14 "Распределение лиц в субъектах Российской Федерации. Прием лиц в случае их экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации":


"1. Распределение лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище, осуществляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации квотой распределения данных лиц для каждого субъекта Российской Федерации.

2. В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации."


Судя по всему, во исполнение этого пункта издано Постановление Правительства РФ от 22 июля 2014 г. № 691 "Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке".
Обратите внимание, что именно на это постановление ссылаются при отказе в приёме заявлений. Однако, по нашему мнению, оно не может ограничить в праве быть признанным беженцем. Постановление ориентировано только на количественное распределение по субъектам РФ прибывающих с Украины, в том числе допускает превышение предельного размера, установленного распределением (пункт 3: "Субъекты Российской Федерации обеспечивают в 2014 году прием граждан Украины и лиц без гражданства, численность которых составляет не менее утвержденного настоящим постановлением распределения, но не менее 20 процентов в течение каждого месяца, установленного размера распределения для каждого субъекта Российской Федерации." – Оба раза указано «не менее», следовательно, допускается превышение). Поэтому ссылка в отказе в признании беженцем на данное Постановление явно незаконная.
Кроме того, адресатами этого нормативного акта являются прежде всего государственные органы, которых обязали оказать СОДЕЙСТВИЕ добровольному желанию граждан переехать в другой населённый пункт. Дело в том, что количество мест в центрах временного размещения и объёмы их государственного финансирования (на питание, проживание, одежду) действительно может быть ограничено - именно в таком случае государство может предложить беженцам с Украины альтернативный центр временного размещения в другом городе и оказать содействие в проезде туда и провозе багажа (см. так же Правила оказания содействия гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2014 г. N 936)).
Но всё это не имеет никакого отношения к означенной проблеме и не даёт основания к ограничению права иностранных лиц и лиц без гражданства подавать ходатайства о признании беженцем либо заявления о предоставлении временного убежища.
Вообще, лицо, признанное беженцем либо получившее временное убежище имеет право свободно перемещаться по России и выбирать место, где человек будет жить. Например, ничто не мешает признанному беженцем в Архангельске переехать в Москву и находиться там на законных основаниях.

Придя к выводу, что указанные заявления принимать обязаны, посмотрим теперь кто обязан это делать. Уполномоченные (и обязанные) на это государственные органы перечислены в пп. 1-4 пункта 1 статьи 4 ФЗ "О беженцах":


"1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение);
2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;
3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;
4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации."


Административный регламент (в частности, пункты: 11, 13, 14, 16) говорит о следующем:


"11. Территориальные органы ФМС России осуществляют прием заявителей для подачи ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища и проведения индивидуальных собеседований в соответствии со следующим примерным графиком:
...
Время предоставления перерыва для отдыха и питания сотрудников устанавливается с 13.00 до 13.45.
С учетом интересов заявителей, временных и климатических условий, а также особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации допускается изменение часов приема заявителей руководителем (начальником) территориального органа ФМС России, но при этом прием должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей.
При увеличении количества обращений по решению руководителя территориального органа продолжительность времени приема может быть увеличена.
График приема заявителей размещается на официальных сайтах территориальных органов ФМС России в сети Интернет.
Прием ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища производится территориальным органом ФМС России по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации, по возможности, в день его обращения.
При отсутствии в день обращения заявителя переводчика, членов семьи, прибывших с заявителем, либо документов, удостоверяющих его личность, дата и время приема ходатайства может быть согласована с заявителем, в том числе по телефону.
При определении времени приема по телефону сотрудник обязан назначить время на основе графика уже запланированного времени приема заявителей и времени, удобного заявителю.
Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета Федеральной миграционной службе и ее территориальным органам.
13. Государственная услуга предоставляется ФМС России и территориальными органами ФМС России.
14. Функции приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителями, пребывающими на территории Российской Федерации, осуществляют территориальные органы ФМС России.
Функции рассмотрения ходатайств о признании беженцем, поданных заявителями вне пределов территории Российской Федерации в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации, осуществляет ФМС России.
16. При предоставлении государственной услуги ФМС России и ее территориальные органы не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352"

 

По итогам рассмотрения вопросов означенных в заголовке и раскрытых в теле материала нам представляется, что ограничение (прямым либо косвенным способом) права людей с Украины подавать в уполномоченный орган по месту законного пребывания в России ходатайства о признании беженцем либо заявления о предоставлении временного убежища является незаконным.

Решение данной проблемы достигается разъяснением уполномоченным сотрудникам незаконности такого подхода к осуществлению государственной услуги либо в досудебном порядке либо в судебном порядке.

 

Так же смотрите материал:

Красный ответ: В помощь беженцам с Украины (ред. 1.0 от 2014-07-24)

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика