Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Кошелев Сергей Владимирович
юрист, участник рабочей группы
«Красный ответ»

 

I. Действия при наличии информации о преступлении, в т.ч. об угрозе насилием.

 

Гражданин, обладающий информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, включая случаи угрозы насилием, (в т.ч. в отношении других лиц) может обратиться в следующие правоохранительные органы:

1) в органы внутренних дел;

2) в подразделение Следственного Комитета;

3) в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случаях, связанных с наркотиками);

4) в органы ФСБ (в основном, в случаях, связанных с терроризмом либо государственной тайной);

5) в иные правоохранительные органы - по роду их деятельности (таможенные, пограничные, пожарной охраны, судебных приставов).

Заявление о преступлении может быть сделано в устной (т. е. лично) или письменной форме (в т.ч. отправлено по почте). Заявления предпочтительнее подавать по месту совершения предполагаемого преступления. Но гражданин вправе подать его в любом месте, соответствующий орган в этом случае направляет заявление по подследственности, естественно, скорость его рассмотрения от этого пострадает.

При подаче заявления о совершении преступления в отношении другого лица заявитель может быть вызван для дачи объяснения (до возбуждения уголовного дела) или дачи показаний в качестве свидетеля (после). В последнем случае он будет обладать всеми процессуальными правами и обязанностями свидетеля без изъятий.

В случае, если имеются основания подозревать, что в местном, низовом, подразделении правоохранительного органа у преступников существуют связи либо те проявят халатность при проверке, то лучше подать заявление в вышестоящий (областной) или в высший орган соответствующей системы правоохранительных органов (непосредственно в МВД, Следственный комитет и т.д.). Заявление в этом случае, скорее всего, «спустят» вниз, но хотя бы, может, поставят при этом у себя на контроль, пусть и, возможно, формальный. Не исключается, конечно, что заявление задержится на областном или федеральном уровне, если там сочтут, что дело действительно очень серьёзное, но таковые случаи довольно редки.

Если при этом ещё и важна скорость, то слишком высоко забираться не стоит. Пока заявление будет «спускаться», должно пройти время.

И самое важное!

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо самим заботиться о доказательствах! Т.е. сначала сделать все зависящее от себя, не полагаясь полностью на других, включая сотрудников правоохранительных органов.

Как правило, большинство из доказательств можно зафиксировать только в первое время после совершения преступления и, если не предпринять необходимых мер, в дальнейшем они будут утрачены безвозвратно, и не исключено, что вину негодяев затем доказать не удастся. Поэтому нужно своевременно обращаться к правоохранителям, плюс самим активно использовать все имеющиеся (пусть и наверняка скудные) в этом отношении возможности ― искать свидетелей, записывать их данные, использовать фотоаппараты, видеокамеры, также могут пригодиться диктофоны или скрытые камеры, предугадывая, когда те могут понадобиться, и т. д. Если вы оказались на месте происшествия, естественно, при этом ничего нельзя трогать (если только соответствующее доказательство не будет утрачено до приезда оперативных сотрудников). При передаче полученного в компетентные органы по возможности лучше оставить себе несколько копий (расположив их в разных местах).

Таким образом, желательно идти в органы не с пустыми руками. Если не можете, на нет и суда нет. Главное, сделать всё от себя зависящее, помня, что как раз этого может не хватить для достижения цели. И, естественно, с умом.

При получении сообщения о преступлении из иных источников (чем заявление о преступлении, явка с повинной или постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) - включая СМИ, интернет, - сотрудник соответствующего правоохранительного органа составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. После чего решает вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.

В данном случае это по сути результат доброй воли следователя, дознавателя. По факту он может не принять во внимание все эти источники. Особенно учитывая высокую загруженность по работе подобных сотрудников.

И несколько слов об уголовно наказуемой угрозе.
В уголовном порядке преследуется только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и только если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (ст. 119 УК РФ).

Угроза может быть выражена в любой форме: устно, письменно (в т.ч. анонимно), жестами, демонстрацией оружия, высказана непосредственно или передана через третьих лиц, путём совершения другого преступления в целях запугивания и т. д.

Угроза должна быть реальна. Это означает, что необходимы объективные основания опасаться ее осуществления. При этом потерпевший также должен воспринимать угрозу как реальную.

Тяжкий вред здоровью ― это 1) либо опасный для жизни человека, 2) либо повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности (ч.1 ст.111 УК РФ). Т.е. если угрожают покалечить, то это как раз угроза причинением тяжкого вреда здоровью.

Угроза причинить вред здоровью иной степени тяжести, уничтожить имущество, предать огласке компрометирующие сведения и т.д. не образует состава данного преступления. В подобных случаях необходимо принятие других мер (в т.ч. описанных ниже).

 

II. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

 

1. Законодательство о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

 

1) Упомянем для начала отдельные, основополагающие, нормы Конституции РФ, имеющие отношение к рассматриваемой тематике:

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

 

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

 

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

 

2) Среди международных договоров с участием РФ, задающих вектор её законодательству по вопросам обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, можно выделить в первую очередь Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).

 

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

 

Статья 24. Защита свидетелей

1. Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц.

2. Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, в частности, включать:

а) установление процедур для физической защиты таких лиц, например - в той мере, в какой это необходимо и практически осуществимо, - для их переселения в другое место, и принятие таких положений, какие разрешают, в надлежащих случаях, не разглашать информацию, касающуюся личности и местонахождения таких лиц, или устанавливают ограничения на такое разглашение информации;

b) принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, который обеспечивает безопасность свидетеля, например, разрешение давать свидетельские показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства.

3. Государства-участники рассматривают вопрос о заключении с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Положения настоящей статьи применяются также к потерпевшим постольку, поскольку они являются свидетелями.

 

Статья 25. Помощь потерпевшим и их защита

1. Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, особенно в случаях угрозы местью или запугивания.

2. Каждое Государство-участник устанавливает надлежащие процедуры для обеспечения доступа к компенсации и возмещению ущерба потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией.

3. Каждое Государство-участник, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, создает возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты.

 

Конвенция ООО против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.)

 

Статья 32. Защита свидетелей, экспертов и потерпевших

1. Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в соответствии со своей внутренней правовой системой и в пределах своих возможностей, с тем чтобы обеспечить эффективную защиту от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, которые дают показания в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц.

2. Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, среди прочего, включать:

а) установление процедур для физической защиты таких лиц, например - в той мере, в какой это необходимо и практически осуществимо, - для их переселения в другое место, и принятие таких положений, какие разрешают, в надлежащих случаях, не разглашать информацию, касающуюся личности и местонахождения таких лиц, или устанавливают ограничения на такое разглашение информации;

b) принятие правил доказывания, позволяющих свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечивает безопасность таких лиц, например разрешение давать показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства.

3. Государства-участники рассматривают возможность заключения с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Положения настоящей статьи применяются также в отношении потерпевших в той мере, в какой они являются свидетелями.

5. Каждое Государство-участник создает, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты.

 

Статья 33. Защита лиц, сообщающих информацию

Каждое Государство-участник рассматривает возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, от любого несправедливого обращения.

 

Принятие государствами-участниками мер по защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства предусматривается также и рядом других международных актов, таких, как Конвенция ШОС против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.) (пп.8 п.2 ст.7), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) (ст.13), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 г. N 61/177 "Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений" (п.1 ст.12), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. N 52/86 "Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин"(пп.«h» п.9).

 

3) Из федеральных законов особое значение в данной сфере имеет Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. Он предусматривает следующие меры обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц:

а) сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле;

Естественно не от самих следователя или судьи, т.к. они обязаны контролировать весь процесс допроса, а также руководителя следственного органа, дающего согласие на применение данной меры на следствии.

Ходатайство стороны защиты о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, признаётся обоснованным, если они касаются только обстоятельств, прямо указанных в ч. 6 ст. 278 УПК. Во-первых, это необходимость осуществления защиты подсудимого. Во-вторых, установление каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств, например обстоятельств, которые могут констатировать факты оговора свидетелем подсудимого, фальсификации уголовного дела или доказательств, и т.д. Если ходатайство касается иных обстоятельств, то они не могут служить основанием к раскрытию судом подлинных данных о личности свидетеля.

б) допрос или предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение соответствующего лица другими участниками уголовного судопроизводства.

Опять же, это не распространяется на следователя и судью, а также понятых при опознании (которые должны находиться рядом с опознающим). Слышать допрашиваемого, естественно, вправе все присутствующие.

Данный порядок допроса может применяться только в отношении свидетелей, которые на предварительном следствии были допрошены под псевдонимом, или в отношении свидетелей, которые допрашиваются впервые на суде. Что логично, т.к., если свидетель был уже ранее допрошен открыто, то подобные меры предосторожности теряют всякий смысл.

Единственным основанием для применения такого порядка допроса является обеспечение безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц, в случаях угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества. Никакие другие обстоятельства (например, необходимость скрыть источник информации из-за сложной криминогенной обстановки в регионе, с целью обеспечить сохранение государственной тайны и т.д.) не могут быть основанием для проведения допроса свидетеля в условиях, исключающих его визуальное наблюдение участниками судебного разбирательства.

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

 

Статья 166. Протокол следственного действия

9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

 

Статья 193. Предъявление для опознания

8. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

9. По окончании опознания составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса. В протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе.

 

Статья 278. Допрос свидетелей

5. При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

6. В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

 

Из федеральных законов наиболее подробно рассматриваемую нами сферу правоотношений регулирует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", предусматривающий данную процедуру для обеспечения безопасности указанных лиц в дополнение к вышеупомянутым. Более обстоятельно речь о ней пойдёт ниже.

 

4) Конкретизируют данный федеральный закон ряд подзаконных актов, изданных во его исполнение:

Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630);

Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. N 953);

Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 134);

Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664);

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких (утв. Приказом МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281).

 

2. Порядок государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

 

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ч.1 ст.42 УПК РФ).

2) свидетель;

Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний [в качестве свидетеля] (ч.1 ст.56 УПК РФ).

3) частный обвинитель;

Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде (ч.1 ст.43 УПК РФ).

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело, 2) либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления (ч.1 ст.46 УПК РФ).

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт; 3) составлено обвинительное постановление (ч.1 ст.47 УПК РФ).

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным (ч.2 ст.47 УПК РФ).

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ч.1 ст.57 УПК РФ).

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч.1 ст.58 УПК РФ).

Переводчик - лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (ч.1 ст.59 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч.1 ст.60 УПК РФ).

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя (ч.1 ст.44 УПК РФ).

В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ч.1 ст.54 УПК РФ).

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;

8) заявитель, очевидец или жертва преступления либо иные лица, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (до возбуждения уголовного дела);

9) близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных выше.

Близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п.4 ст.5 УПК РФ).

Родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве (п.37 ст.5 УПК РФ).

Близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п.3 ст.5 УПК РФ).

 

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. Они могут применяться и после окончания уголовного разбирательства.

Меры безопасности применяются после письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Рекомендации по заполнению или бланк заявления предоставляются в соответствующем правоохранительном органе.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

Данные должностные лица обязаны в течение 3 суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством РФ осуществление отдельных мер безопасности.

В отношении прочих уголовных дел меры безопасности осуществляются этими же органами, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

В отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих они осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием, а в отношении защищаемых лиц, содержащихся в СИЗО или в местах отбывания наказания, - учреждениями и органами ФСИН.

К защищаемому лицу могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество при этом могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты (бронежилет, средства самообороны), связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

Это может быть запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

В исключительных случаях данные сведения могут быть представлены для другого уголовного или гражданского дела в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Незаконное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса является преступлением (ст. 311 УК РФ).

4) переселение на другое место жительства;

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

5) замена документов;

Это могут быть как документы, удостоверяющие личность, так и иные документы. Изменения могут касаться фамилии, имени, отчества и других сведений о защищаемом лице.

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы (временно или постоянно);

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

10) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-6, производятся только в случаях, если безопасность лица не может быть обеспечена путём применения в отношении его других мер безопасности.

В отношении военнослужащего с его письменного согласия могут применяться также следующие меры:

1) командирование или перевод защищаемого лица на другое место службы;

2) командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, на другое место службы.

При переводе военнослужащий назначается на равную воинскую должность. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности.

В отношении лица, содержащегося в СИЗО или в месте отбывания наказания, могут применяться также:

1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, в разные места заключения;

2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, в другое место заключения;

3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания.

 

Таким образом, законодательством РФ предусмотрены 3 вида мероприятий по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства:

1) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

2) сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле;

3) допрос или предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение соответствующего лица другими участниками уголовного судопроизводства.

Все эти 3 варианта могут использоваться одновременно.

 

3. Защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в частном порядке.

 

Закон не предусматривает, но и не запрещает принятие мер по обеспечению безопасности и в частном порядке, как со стороны самого лица, в отношении которого существует угроза насилия, так и иных лиц или организаций, помогающих ему избежать воплощения данной угрозы. Здесь существует широкий простор для инициативы. Т.е. использовать можно любые средства в пределах своих возможностей, в т.ч. аналогичные указанным в законе. Естественно, в рамках этого самого закона. К примеру, без использования нелегального оружия, без превышения пределов необходимой обороны, без подделки документов и т.д.

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика